Изменения в законодательстве
Горячие документы / Мониторинг законодательства. Горячие документы. Федеральные
19.11.2025
Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам недействующего юридического лица (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 ноября 2025 года)ВС обобщил дела о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по долгам недействующих компаний. Верховный Суд РФ проанализировал судебную практику привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам недействующего юридического лица. Такие лица привлекаются к ответственности, если их поведение сделало невозможным расчеты с кредиторами. Вышеуказанный факт презюмируется при уклонении контролирующих лиц от представления информации и документов, объясняющих причины невозможности погасить долги. Выполнение единственным участником общества также и функций директора не является достаточным условием для его привлечения к ответственности. Если компания фактически прекратила деятельность, кредитор может подать иск до ее исключения из ЕГРЮЛ. Иск не подлежит удовлетворению, если у юридического лица обнаружено имущество, заведомо достаточное для погашения долга. Задолженность компании не требует обязательного подтверждения судебным актом. Номинальные руководители не освобождаются от ответственности. Срок исковой давности по таким требованиям исчисляется со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать об основаниях для субсидиарной ответственности.
19.11.2025
Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 ноября 2025 г.)ВС обобщил судебную практику по делам о предоставлении и использовании земельных участков для строительства. Верховный Суд представил следующие правовые позиции по делам о предоставлении и использовании публичных земельных участков для строительства. Антенно-мачтовые сооружения можно размещать без предоставления земельных участков и установления сервитута. Достаточно подать заявление о выдаче разрешения на размещение объектов связи. Вид разрешенного использования (ВРИ) арендованного участка нельзя изменить для строительства иного объекта без корректировки договора. Арендатор не вправе сам изменять условия или требовать от администрации изменить ВРИ участка. Лицо, начавшее стройку до изменения градостроительных документов, вправе достроить объект и в дальнейшем использовать его в соответствии с прежним ВРИ. Уполномоченный орган не вправе отказать в продлении аренды лицу, правомерно построившему объект, но не получившему разрешения на ввод объекта в эксплуатацию из-за истечения срока договора. Если госорган не реализовал право на изъятие недостроенной недвижимости в течение установленного срока, собственнику не может быть отказано в продлении аренды для завершения строительства. В местах комплексного развития территории участки в иных целях не предоставляются. Факт проживания многодетной семьи в регионе в целях получения участка ИЖС не определяется исключительно регистрацией по месту жительства. При ее отсутствии место жительства можно подтвердить другими данными. Нельзя отказать в предоставлении участка в связи с достижением одним из детей 18 лет (23 лет для обучающихся очно), если семья была поставлена на учет ранее этого события. Участки для многодетных должны быть снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
19.11.2025
Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 ноября 2025 г. "О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 декабря 2025 года"Известны ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на декабрь 2025 г. На декабрь 2025 г. установлены нулевые ставки вывозных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Ставки вывозных пошлин рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" 367,8 долл. США за тонну.
19.11.2025
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2025 г. N 1807 "Об утверждении Правил подтверждения невозможности исполнения субъектом Российской Федерации полномочий по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности"Для регионов определены критерии невозможности обеспечения граждан лекарствами для лечения редких заболеваний. Регионы обеспечивают граждан лекарствами для лечения жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к инвалидности или сокращению продолжительности жизни. С 2026 г. субъекты будут получать межбюджетные трансферты, если у них нет возможности реализовать такие полномочия. Определены критерии невозможности обеспечения такими лекарствами. Это, например, увеличение в регионе численности граждан, страдающих указанными заболеваниями. Для подтверждения наличия критериев 1 раз в год не ранее 1 августа и не позднее 30 сентября в Минздрав нужно будет направить заявку и обосновывающие документы. Их рассмотрят в течение 10 рабочих дней. Регион уведомят о решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. Он сможет повторно направить заявку и документы после устранения причин, послуживших основанием для отказа. Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
19.11.2025
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17.11.2025 N 638 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»"
18.11.2025
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2025 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"КС призвал к балансу между выплатами по судебным решениям и расходами на публичные нужды. Минфин не выплатил взысканные по решению суда деньги в установленный законом трехмесячный срок, ссылаясь на нехватку средств в бюджете и важность иных значимых расходов в интересах неопределенного круга лиц. Региональное правительство просило Конституционный Суд РФ проверить норму о сроке исполнения судебных решений. КС указал, что оспариваемая норма не нарушает Конституцию РФ. Она предусматривает особый порядок исполнения судебных актов о взыскании средств с бюджета. Приоритет отдается специальному бюджетному регулированию, а не общим нормам исполнительного производства. При признании судом незаконным бездействия, связанного с пропуском срока, применяется процедура, установленная бюджетным законодательством, а не Законом об исполнительном производстве по неимущественным требованиям. В спорах о пропуске срока суды должны учитывать социально-экономические условия и негативные последствия перераспределения средств для иных жизненно необходимых расходных обязательств. Должен быть сопоставлен вред от несвоевременного исполнения судебного решения с вредом, причиняемым другим ценностям, с учетом возможности его предотвращения иным образом. Исполнение решения суда - это неотъемлемый элемент конституционного права. Соответствующие расходы должны быть заложены в бюджете. Допустима корректировка бюджета. Недостаточность средств не означает отказа от исполнения судебного акта, иначе это умаляло бы право на судебную защиту. Интересы взыскателя компенсируются правом на индексацию присужденных сумм.
18.11.2025
Указание Банка России от 29 сентября 2025 г. N 7190-У "О числовом значении и методике расчета показателя объема торгов товарной торговой системы"Установлено ограничение объема торгов товарной торговой системы. ЦБ РФ установил ограничение объема торгов товарной торговой системы, при соблюдении которого к товарной торговой системе применяются пониженные нормативы достаточности собственных средств. До конца 2026 г. оно составляет 20 млрд руб., с 1 января 2027 г. - 30 млрд руб., с 1 января 2028 г. - 40 млрд руб., с 1 января 2029 г. - 50 млрд руб. Установлена методика расчета показателя объема торгов товарной торговой системы. Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2025 г. Регистрационный № 84086.
17.11.2025
Федеральный закон от 17 ноября 2025 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Бюджетные места в медвузах для ординаторов решено сделать целевыми. В законы об образовании и об основах охраны здоровья внесены изменения, направленные на ликвидацию дефицита кадров в здравоохранении и фармацевтике. Студенты, обучающиеся по программам ординатуры на бюджетной основе или в пределах квоты, должны будут заключать договоры о целевом обучении до прохождения итоговой аттестации. Заказчиками целевого обучения смогут выступать клиники, которые работают по программе госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Определены особенности заключения договоров. Вводится система штрафов за неисполнение обязанностей по договорам как для студентов, так и для заказчиков целевого обучения. При незаключении договора в установленный срок при наличии предложений студента могут отчислить. То же самое касается тех, кто расторг договор в одностороннем порядке. Гражданин по заявлению сможет продолжить обучение, но платно и если есть места. Также предусматривается обязательное наставничество не более 3 лет для специалистов, получивших медицинское образование по определенным специальностям, направлениям подготовки (их перечень будет утвержден) и впервые прошедших аккредитацию. Только после отработки под руководством наставника можно будет проходить периодическую аккредитацию специалиста. К полномочиям федеральных властей дополнительно отнесено утверждение квалификационных требований к медикам и фармацевтам. Регионы будут создавать условия для трудоустройства специалистов, в т. ч. устанавливать для них дополнительные меры соцподдержки. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок. Установлено, на кого не распространяются нововведения. Это, например, лица, которые до 1 марта 2026 г. завершили обучение по основным профессиональным образовательным программам или впервые прошли первичную аккредитацию специалиста, первичную специализированную аккредитацию специалиста по соответствующей специальности.
17.11.2025
Федеральный закон от 17 ноября 2025 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.15 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"Об оплате услуг оператора АИС страхования. Скорректирован Закон об организации страхового дела. Изменения касаются оплаты услуг оператора АИС страхования по предоставлению сведений из системы. Годовой тариф увеличен с 0,4% до 1% от размера совокупной годовой страховой премии, полученной страховщиком за предшествующий год по ОСАГО. Поправки вступают в силу со дня опубликования.
17.11.2025
Федеральный закон от 17 ноября 2025 г. N 422-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статьи 2 и 5 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Единая информсистема жилищного строительства пополнится сведениями об объектах культурного наследия. Внесены поправки по вопросам сохранения и вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия. Информация о последних будет включаться в единую информсистему жилищного строительства (вид объекта культурного наследия, предмет его охраны, местонахождение, регистрационный и кадастровый номера, категория историко-культурного значения, сведения об охранном обязательстве владельца, о состоянии объекта и др.). Определен порядок размещения этих данных в системе. Они будут раскрываться на сайте, установленном Правительством. Закон вступает в силу с 1 июня 2026 г.
