Вас остановил сотрудник ДПС, как себя вести и на что Вы имеете право, что бы общаться с инспектором на равных.
На что имеет право сотрудник ДПС и где он им злоупотребляет, разберёмся!
Вы выезжаете из-за поворота и тут стоит машина ГИБДД и Вас останавливает сотрудник ДПС.
Что уж точно не надо делать - так это игнорировать требования автоинспектора — это точно административная ответственность, не остановитесь, машина ДПС поедет прямо за Вами.
Но, свои права при остановке сотрудником автоинспекции конечно нужно знать: что делать, что требовать, от чего если придется - отказаться.
Все основные права и обязанности водителя и инспектора ГИБДД установлены: Федеральным законом № 3-ФЗ от 7.02.2011 «О полиции»; Приказом МВД России № 664 от 23.08.2017 (ред. от 21.12.2017)(регламент). Регламент проведения проверок ГИБДД
сотрудник ДРС указал Вам жезлом на обочину остановиться - останавливаемся и ждём.
Подбираем необходимые документы: права, страховку и ПТС.
Конечно мы никуда не бежим, не выходим сами из автомобиля, прихватив права и другие документы, навстречу инспектору ГИБДД, а именно сидим и ждем.
Во-первых, обязанностями сотрудника ДПС при остановке транспортного средства являются следующие: подойти к автомобилю самому и представиться (ст. 5 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», пункт 89 регламента).
Подойти сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно (а не через 10-15 минут или больше).
Он обязан назвать свои фамилию, имя, отчество, должность, звание.
Водитель вправе попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение, что инспектор и обязан сделать.
Второй важный момент: просто так без причины автоинспектор остановить машину не имеет права. Одной из обязанностей инспектора ГИБДД при остановке транспортного средства является информирование лица, находящегося за рулем, о причинах остановки.
Существует полный перечень оснований для остановки автомобиля сотрудником инспекции: допущено нарушение ПДД; водитель или пассажиры стали свидетелями нарушения, и требуется их опрос; рядом случилось ДТП, и необходима помощь пострадавшим; есть данные о том, что водитель или пассажир являются участниками ДТП или других противоправных действий; автомобиль в розыске или используется водителем незаконно; дорога закрыта или на ней есть ограничения дорожного движения; проверка документов.
Последний пункт самый интересный , я бы назвала его «универсальным», так как цели у проверки документов совершенно разные.
Одним из оснований для проверки документов сотрудниками автоинспекции является проведение спецопераций ( «ребенок в машине», «пьяный водитель»или по поиску угнанного автомобиля).
Вы вправе уточнить , не имея, например, ребенка в автомобиле - так зачем же Вы остановили меня по такому поводу?
Или Вы всегда вправе уточнить у сотрудника номер телефона того органа внутренних дел, где подтвердят, что в городе N объявлена спецоперация по поиску оранжевого Ламборгини Урус, который, согласно ориентировке, угнала блондинка , лет 30.
Соответственно, если за рулем мужчина или зрелая женщина брюнетка, в общем не подпадаете, Вы никак под параметры Блондинки, и едете совершенно на ином автомобиле, то спецоперация —не имеет к Вам никакого отношения и это не повод для проверки документов в данном конкретном случае.
Так что же все-таки не имеет права делать сотрудник ДПС?
Бывают случаи, особенно если машина интересная , и инспектор просит « багажник откройте пожалуйста». Или предлагает пройти в патрульную машину и там пообщаться.
Или — «подышать в трубочку».
Есть ли такие обязанности водителя перед сотрудником ГИБДД или это уже превышение полномочий?
Что касается «откройте багажник», «покажите, что у вас на заднем сиденье в коробке» и т. п., то автовладельцу необходимо учитывать следующее: есть два процессуальных действия — осмотр и досмотр. Важно! Осматривают автомобиль снаружи, это производится без всяких документов и без уведомления водителя: сотрудник ДПС может, например, обойти машину, посветив на нее фонариком, убедиться в отсутствии повреждений кузова, сверить номера машины с документами и пр.
Досмотр предусматривает изучение того, что находится внутри транспортного средства- на это требуется специальное разрешение и как минимум двое сторонних понятых, и обязательная фиксация на видео.
А вот осмотреть багажник не касаясь, того , что внутри, в случае имеющегося спецзадания - «операции» план перехват- сотрудник ГИБДД может.
Основаниями для его проведения служат, например, проверка сведений о наличии в автомобиле запрещенных предметов или веществ; задержание правонарушителей и т. п.
Таким образом, обязанности водителя при остановке его сотрудником ДПС не предусматривают допуск автоинспектора к содержимому багажника или грузового отсека, если сам сотрудник не привлекает понятых и не оформляет протокол.
Если говорить о предложении пойти в патрульную машину, то инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины.
Например, требуется провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что человек пьян (п. 93 регламента).
Таким образом, документы, регламентирующие обязанности ГИБДД при остановке автомобиля, предусматривают формат взаимодействия инспектора и водителя в принадлежащем водителю автомобилю, в его собственности.
Должны присутствовать конкретные причины, озвученные лично водителю, почему ему требуется последовать за автоинспектором.
А что по поводу «подышите пожалуйста в трубочку»? Пункт 234 регламента предусматривает: если у инспектора есть подозрения, что человек за рулем пьян, то сотрудник ДПС имеет полномочия предложить пройти проверку на алкоголь.
Но тут важно различать два понятия: освидетельствование с помощью алкотестера и медосвидетельствование. От первого гражданин вправе отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории. Это пригодится, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах (например, автоинспектор не предъявляет по просьбе остановленного им гражданина документы на алкотестер). Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки (например, не составил протокол, не пригласил понятых, запрещает снимать на камеру происходящее и пр.). Результаты именно медосвидетельствования влияют на штрафы, лишение прав, выплаты по ОСАГО и на другие негативные последствия. Соответственно, инспектор не имеет права фиксировать в протоколе, что человек отказался от медосвидетельствования, если в реальности имел место отказ от проверки алкотестером. Соответственно, водитель от «трубочки» отказаться вправе, но вот поехать в медучреждение ему придется. В целом, при общении с сотрудниками ДПС не стоит забывать о главном принципе, заложенном в регламенте (пункты 52, 132): даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, нарушил разметку, едет без полиса ОСАГО, — он вправе объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например, послужить смягчающим обстоятельством. Инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол. Это понадобится в дальнейшем для суда, например, если при назначении наказания не будут приняты во внимание те или иные важные факторы: непростые погодные условия, состояние здоровья пассажира и т. п.
Из практики, могу сказать точно, как только Вы просите сотрудника ГИБДД оповестить Вас о причинах остановки , как правило, сотрудник теряется, соответственно и оснований останавливать Вас у него не было. Вы можете мило попрощаться и продолжить свой маршрут.